I. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК  

I. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

В настоящее время не существует высоковалидных методик, направленных на изучение творческого потенциала детей дошкольного возраста. Поэтому для определения уровня развития их творческих способностей предполагается использовать следующий комплекс методик:

По трем методикам (хi) подсчитывается общий балл В творческого воображения ребенка по формуле:

B = √x12 + x22 + x32

Кроме того, необходимо определить уровень эмоционального состояния ребенка, прежде всего, уровень тревожности, поскольку как повышенная, так и пониженная тревожность, не создают условий для развития творческого потенциала.

Для этой цели достаточно использовать комплекс из краткосрочных в проведении и обработке методик:

Результаты детей оцениваются в соответствии со следующими признаками по шкале Р. Сирса: 1) часто напряжен, скован; 2) часто грызет ногти (сосет палец); 3) легко пугается; 4) сверхчувствителен; 5) плаксив; 6) часто агрессивен; 7) обидчив; 8) нетерпелив, не может

ждать; 9) легко краснеет, бледнеет; 10) имеет трудности в сосредоточении, особенно в экстремальной ситуации; 11) суетлив, много лишних жестов; 12) потеют руки; 13) при непосредственном общении с трудом включается в работу; 14) чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на вопросы.

Совместно с воспитателем и родителем заполняется следующий лист наблюдений:

Фамилия, имя ребенка Номер признака
Иванова Маша 3, 6, 7
Петров Саша 1, 5

Анализ результатов:

МЕТОДИКА "РАСКРАСЬ СВОИ ЧУВСТВА"
С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ МАТЕРИАЛОВ Б. ЭЛЛИОТ
(авторы Т.Д. Зинкевич и A.M. Михайлов) [3].

Цель: выявить чувства, которые испытывает ребенок в той или иной ситуации, и места их локализации в теле. Раскрашивая "человечка", ребенок может, кроме того, экстериоризировать, проявить подавляемые чувства. Таким образом, он представит цветной портрет своих чувств.

Методика может использоваться при знакомстве с героями сказок, в которых "превратились" дети в Волшебной Стране.

Материал: стандартный лист белой бумаги с нарисованным контуром фигурки человечка, шаблон фигурки человечка, 7 цветных карандашей - желтый, оранжевый, зеленый, синий, ярко-красный, коричневый и черный.

Ребенку выдается лист бумаги, на котором схематично изображен человечек, и карандаши.

Инструкция: "Представь, что этот человечек - сказочный герой, в которого ты превратился. Этот герой, так же как и человек, может испытывать разные чувства. Чувства этого героя живут в его теле. Раскрась эти чувства".

Когда ребенок раскрасит "человечка", можно поговорить с ним о том, почему он раскрасил именно так, а не иначе.

Интерпретация цветовых характеристик.

Если ребенок раскрашивает фигурку спокойными тонами (желтым, зеленым, оранжевым), то это говорит о том, что его состояние достаточно стабильно и гармонично, можно ожидать, что он будет конструктивно воспринимать занятия и реагировать на них.

Появление в рисунке черных, коричневых и ярко-красных тонов может означать либо нестабильное актуальное эмоциональное состояние; либо отголоски психологической травмы, которую перенес ребенок (особенно если имеется неупорядоченная, тревожная штриховка, когда ребенок сильно давит на карандаш); либо места, в которых ребенок испытывает боль, напряжение; либо ребенок просто привык рисовать этим цветом.

Если большая часть рисунка закрашена черным или коричневым цветом, то с таким ребенком желательно провести индивидуальную психокоррекционную работу.

Локализация черных, коричневых и ярко-красных пятен в определенных местах тела "человечка" может означать:

Для того чтобы сделать окончательные диагностические выводы, необходимо провести с ребенком серию рисунков, т.к. на раскрашивание "человечка" влияет его состояние в данный момент, предпочтение им того или иного цвета, обстановка, в которой происходит рисование.


0000598599789291.html
0000632388565091.html
    PR.RU™